Версия для слабовидящих

Рекомендации по созданию развивающей среды для ребенка дома.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Но семейное воспитание представляется для ребенка более естественным — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. 

Задача родителей состоит в умении моделировать развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать язык искусств, экспериментировать, реализовывать познавательные и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития ребенка в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

Так что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания? Это материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для познания окружающего мира.

Главный девиз в создании развивающей среды «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть родителям надо:

- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения (специальные подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.);

- не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

В семье игры и игрушки для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) можно разместить по аналогии с ДОУ, в «зонах», содержащих разнообразные материалы для игр и занятий.

Содержание «зон» нужно периодически (раз в месяц) менять. Это касается игрушек, материалов для продуктивной деятельности (лепки, конструирования, аппликации и т.д.).

Существуют гендерные игрушки: для девочек — это куклы, коляски, для мальчиков — машины, пистолеты, но могут быть и общие, важные   в воспитании и девочек и мальчиков. Это конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с      картинками), спортивные и музыкальные игрушки.        

         

 В перечень игрушек для детей 5-6 лет включаем:

- наборы мелких фигурок (5–7 см): домашние и дикие животные, динозавры, сказочные персонажи, солдатики (рыцари, богатыри), семья;

- наборы посуды (крупных, средних и маленьких размеров);

-   наборы масок;

-   телефон, часы;

- различные виды сборно-разборного транспорта (наземного, воздушного, водного, космического);

-   набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная);

-   замок, крепость, город, ширмы;

-   ящик с мелкими предметами-заместителями;

-   емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;

- настольно-печатные игры (пазлы, игры-ходилки, на составление целого и частей);

- подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.;

- подборка из природного материала (шишки, мох,  камешки,  семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма);

- разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски гуашевые и акварельные, мелки восковые и пастельные, пластилин, бумага разного формата, фактуры и цвета), трафареты, раскраски;

- энциклопедии, книги;

- наборы букв и цифр.

Важно понимать, что взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка.

 

Горячие ссылки



Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика